Четверг, 25.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Галереи [0]
В галерее представлены только иллюстрации
Политзанятия [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Здравствуйте товарищи! Садитесь!
Командиры отделений - раздайте тетради с конспектами. Запишите тему сегодняшнего политзанятия:

Извращенная природа буржуазной морали

в творчестве Обри Бердсли

«Бердслей, товарищи военнослужащие, - это английский художник, рисовавший мужиков с большими х##ми» – так коротко и емко когда-то охарактеризовал роль Бёрдсли в истории наш замполит. Имя этого художника (Beardsley) по-русски сейчас пишется «Бёрдсли», но конце 19-го/начале 20-го века принято было писать "Бердслей" ("Тетка Чарлей", "вести с полей", "налей", "...юлей"  – так красивее). В современном русском языке используются как новое, так и старое написания. Я же, как и все нормальные люди, буду набирать по правилам типографского набора – "Бердсли", поскольку диакритический знак над буквой "ё", сдуру придуманный в 18 веке Дашковой (... женщина!), является в глазах всех графических дизайнеров циничным издевательством над памятью равноапостольных Кирилла и Мефодия. Используется эта буква только в детских книгах и книгах для иностранцев (для ментов и блондинок книги, видимо, не издаются ввиду бессмысленности), а также в словарях. Еще Солженицын в своих сочинениях требовал еЁ ставить, но этому... как бы это помягче... чтиву... уже ничего не может повредить - туда ему и дорога.



Бердсли родился в 1872 году и очень рано проявил свои способности. Уже в детстве он играл на фортепьяно (даже давал концерты), прекрасно знал английскую и зарубежную литературу, писал стихи, музыку, и рисовал. Мы не знаем, товарищи, за сколько он пробегал полосу препятствий, сколько выбивал на стрельбище в упражнении по грудной фигуре и насколько хорошим строевиком он был, но для своего времени его следует признать несомненно талантливым человеком. Родись он в нашей стране, и этот талант, подкрепленный прочной марксистско-ленинской базой, воспылал бы в полную силу. Увы, ему дано было появиться на свет в капиталистической Англии, а там, товарищи, талант является просто товаром.
Бердсли отличался изрядной сексуальной распущенностью (даже обвинялся в связи со своей сестрой Мейбл) и славился как эрудит и библиофил. Прошу понять правильно, товарищи – в отличие от педофилии и зоофилии, библиофилия – это любовь к книге. Нет, нет, товарищ сержант, в хорошем смысле. Так вот – Бердсли собрал огромную библиотеку и был блестящим знатоком коллекций британских музеев. Несмотря на столь разносторонние дарования, в основном он проявил себя как художник-иллюстратор. Помимо этого он оформлял плакаты, страницы, форзацы и обложки книг. Термина "графический дизайнер" в то время не существовало, поэтому он считался как бы просто иллюстратором. Первой его серьезной работой была иллюстрация романа Томаса Мэлори "Смерть Артура". Я тут вам принес несколько репродукций, можете посмотреть. Товарищ ефрейтор, пустите по рядам:

http://urlait.narod.ru/beardsley/a.html

Делал он и иллюстрации к комедии Аристофана "Лисистрата", придав им откровенно эротический характер. Именно на них-то и фигурирую мужики с большими х##ями, благодаря которым Бердсли и запомнился нашему замполиту.
Помимо таланта, товарищи, у Бердсли был еще и наследственный туберкулез. Забегая вперед скажем, что именно он и явился причиной смерти художника в 1898 г. В то время с этим недугом бороться не умели, поэтому художник знал, что может поставить кеды в любой момент. Именно это сознание, говорят, и заставляло его работать с особенной страстью.
Бердсли был одним из ярчайших представителей дореволюционного модерна. Во времена жизни художника это направление называлось где как.  В Германии - "Югендштилем", во Франции - "Арт-Нуво", в Австрии - "Сецессионом", а в России, как уже указывалось,  был принят термин "модерн".  Сегодня же в наше стране для обозначения этого стиля чаще используется французское название - "Арт-нуво", поскольку принятое ранее "модерн" впоследствии стали путать с послереволюционным модернизмом. В изобразительном искусстве эта эпоха оставила очень серьезный след, а кое-где модерн сохранился и до наших дней. В частности титульные страницы (не путать с обложкой!) комиксов в некоторых издательства продолжают рисовать в очень похожей технике.

Что лично меня завораживает в иллюстрациях Бердсли, товарищи, так это композиция. Сочетание линий и графических масс, пространства и контр-пространства. Когда давным-давно, когда я впервые увидел репродукции его иллюстраций, то во вступительном слове прочитал, что Бердсли, дескать, чуть ли не кончал от прерафаэлитов, был знаком с Берн Джонсом и (якобы) копировал его. Ну, не знаю, товарищи... Никаких ассоциаций с Берн Джонсом у меня как-то не возникло. Зато сразу возникла ассоциация с японцами 18-го века. "Под  Утамаро он косит, прихвостень буржуйский!" - подумал я. И уже годы спустя из "этих ваших интернетов"(©) узнал, что да, очень даже он Утамаро жаловал и оттиски укиё-э украшали стены его скромной девичьей спаленки.  
Вы, конечно, вправе спросить: "а почему в таком случае Утамаро, а не Харунобу?". Вопрос правильный, товарищи. Да, жили они в одну эпоху, но именно Судзуки Харунобу рисовал мужиков с большими х##ми:
http://urlait.narod.ru/beardsley/harunobu01.html
http://urlait.narod.ru/beardsley/harunobu02.html
http://urlait.narod.ru/beardsley/harunobu03.html

Чего лыбитесь, товарищ ефрейтор? Вы что думали - до "этих ваших интернетов" (©) и порнухи не было? Да в полный рост была, причем стоит вспомнить, что укиё-э - не живопись, а деревянная гравюра. Техпроцесс изначально затачивался под тиражирование и цена оттиска была относительно низкой. Соответственно в 18 веке представители японского среднего класса могли себе позволить пафтыкать на утамаровских "красавиц из чайных домиков", а в прекрасных миндалевидных глазах их благовоспитанных жен вспыхивали искорки неподдельного интереса при виде нехилых детородных органов харунобовских джентльменнов.
Но на огромных болтах сходство с Харунобу и заканчивается. У Бердсли же чисто утамаровские композиционные фишки и даже примчик тот же - использовать прическу персонажа в качестве пятна контр-пространства и течь ручейкми линий от нее. К этому времени живопись выродилась в то, что художники возрождения сочли бы подмалевком - комбинацию цветовых пятен. Бердсли был одним из тех, кто взбунтовался и доказал, что линия по своим выразительным возможностям не менее значима, чем цвет.

Но вернемся к похабным картинкам. Стоит сказать слово и в защиту художника. Далеко не все эти извращенные сюжеты были плодом его фантазии. Дело в том, что в то время в европейских аристократических салонах появилось новое увлечение. Богатые представители эксплуататорских классов, товарищи, заказывали известным художникам иллюстрации по мотивам своих извращенных фантазий и даже выпускали небольшие тиражи сборников таких иллюстраций. Идея тиражирования порнокартинок, внедренная мастерами укиё-э была усовершенствована в аристократических клубах Вены и Лондона, и, наконец, доведена до блестящей кульминации с появлением Всемирной Помойки. Перьевой рисунок, характерный для стиля Модерн как нельзя более подходил для целей малотиражного воспроизведения при тогдашних возможностях печати. А Бердсли с его сканадальной репутацией как нельзя лучше подходил на роль исполнителя такого заказа. В одной из своих картинок художник, кстати, раскрывает и тему порки:
Aubrey Beardsley. Flagellation club in London
Не брезговали такими заказами и другие известные художники: Ропс, Клингер и даже, товарищи, Гюстав Климт. Я уже упоминал выше, что талант в странах капитала является просто товаром и художник вынужден идти на поводу у толстосумов, рисуя эти омерзительные сюжеты. Опасаясь за свою репутацию, далеко не все художники подписывали такого рода работы и далеко не все владельцы спешили ими делиться, поэтому до наших дней дожили немногие образчики этого так называемого "искусства".
У каждого из заказчиков были свои фантазии, поэтому рисунки Бердсли дают нам как бы срез настроений ума, царивших в то время в среде эксплуататорских классов. Вот эта, товарищи, атмосфера извращенной мерзости и растленного декаданса и господствовала у тогдашней европейской аристократии. Им, понимаете ли, наскучила б###ь обыденность! Они, видите ли, изволили заниматься духовными б###ь исканиями! Вот до чего доводит праздный ум, не вооруженный, к тому же, классовой теорией.

Человеку не нужны все эти утонченные самообманы. Вот Вам Гилязетдинов это нужно? Чего "Я"? Головка от снаряда!  Нужны Вам, спрашиваю, мужики все эти с болтами огромными и гермофродиты всякие? Нет? А что Вам нужно? Ну говорите, говорите, чего стесняетесь? Работу, правильно? Квартиру хорошую получить. Чтобы родителям пенсию платили и лечили их бесплатно. Ну и... что еще? Что человеку надо? Бабу нормальную, так? Чтобы сиськи там, жопа добротная, и все остальное при ней. Правильно?
Человек должен быть каким? Так точно - здоровым, тупым и жизнерадостным. Ладно, товарищи, посмеялись, отдохнули - продолжаем.

Уже упоминавшийся выше Берн Джонс познакомил Бердсли с Оскаром Уайлдом - автором сканадального романа "Портрет Дориана Грея", который даже их буржуазная пресса сочла пощечиной общественному мнению. В этом романе некий Дориан Грей влюбляется в свой собственный портрет и заключает сделку с дьяволом. Отныне герой не стареет, а вместо него стареет портрет. Роман был полон омерзительных и извращенных сцен, товарищи. Только не думайте, что я это г##но читал. Я этой мерзости в руки не возьму, а сюжет докладываю вам по политотдельской методичке.

Помимо этой пакости, товарищи, Уайлд написал еще одноактную трагедию, называвшуюся "Саломея". Почему-то на французском языке. Поскольку носителем языка он не был, то французский текст получился убогим и вещь эта была популярна только в Англии - ее перевел на английский один из корефанов Бердсли, а сам он изрядно поправил этот перевод почти ничего от него не оставив.
Саломея была евангельским персонажем - иудейской принцессой и приемной дочерью Ирода Антипы. Однажды во время пьянки она реально зажгла, станцевав танец "семи покрывал". Ирода это так вставило, товарищи, что он согласился выполнить любое ее желание. Она попросила отрубить голову Иоанну Крестителю и принестии ее на серебряном блюде. Антипа отговаривал ее, предлагая несметные блага, но она не согласилась и голова Иоанна была отрублена и принесена. Вот что бывает, товарищи, когда вы даете бабе свободу.
Правда некоторые историки считают, что Иоанн Креститель мешал самому Ироду Антипе, а вовсе не глупенькой юной принцесске (чем он мог ей помешать?), и он просто использовал падчерицу как предлог. Типа "пацан сказал - пацан сделал" и с него по понятиям спроса нет. Дело темное, короче. Но Уайлд положил на реальную историю вот с таким прибором, товарищи, и замутил типа того, что Саломея влюбилась в Иоанна. И просила дать его поцеловать. А он, типа, не давал. Ну тогда она и сплясала стриптиз для приемного папаши, а потом, когда отрубленную голову принесли ей на блюде, то она поцеловала ее в губы. Вот такие нравы, товарищи.
Маркиз де Сад в будуарчике иудейской принцессы

Бердсли же забил и на евангельский текст, и на Уайлда, а рисовал вообще нечто декоративное и даже не соответствующее эпохе в деталях. В рисунке, где Саломея сидит за вполне современным туалетным столиком, а справа внизу - этажерка с книгами Эмиля Золя и... маркиза Де Сада. Помимо этого он еще и хохмил, изобразив самого Уайлда в женском образе. Но аффтару понравилось, товарищи, что еще раз показывает нам растленную природу буржуазного "искусства". Вот эти иллюстрации:
http://urlait.narod.ru/beardsley/salome.html

"И что же тут такого, что Бердсли эту самую Саломею проиллюстрировал?" - спросите вы. Так вот: Оскар Уайлд был гомиком, товарищи. В сегодняшней Англии таковым является едва ли не каждый второй, и это никого не парит. Но викторианская Англия была еще вполне здоровым государством и педерастия не приветствовалась. Поэтому Уайлда быстренько отправили в места не столь отдаленные, где он, собственно, и поставил кеды.
Вы, конечно, можете спросить: «а что нам до этого, если фраерок звонил складно?». А ответ, товарищи, очевиден. Партия учит нас всегда применять классовый подход. Вот что пишет об этом наш советский писатель товарищ Шолохов - лауреат, кстати, Нобелевской премии. В его романе "Поднятая Целина" коммунист - товарищ Макар Нагульнов - верно подмечает следующее:

«В голосах тоже надо разбираться с политической точки зрения. Вот был, к примеру сказать, у нас в дивизии бас — на всю армию бас! Оказался стервой: переметнулся к врагам. Что же ты думаешь, он и теперь для меня бас? Черта лысого! Теперь он для меня фистуля продажная, а не бас!
— Макарушка, но ить петухов политика не затрагивает? — робко вопросил дед Щукарь.
— И петухов затрагивает! Будь заместо майданниковского петуха какой-нибудь кулацкий — да я его слушать бы в жизни не стал, паразита! На черта он мне сдался бы, кулацкий прихвостень!..»

А был ли сам Бёрдсли «этим... патэрпэвшим»(©)? Прямых подтверждений этому нет и ответить на этот вопрос с увереннностью невозможно. В 1894 году он стал редактором журнала Тhe Yellow Book, в котором публиковались многие авторы этой ориентации и уж в любом случае он с таковыми водился - с тем же Уайлдом.  И хотя в приведенной выше цитате дед Щукарь и считал наивно, что «петухов политика не затрагивает», но когда петухи начинают кукарекать - это уже политика. И еще один факт, порочащий репутацию художника. В творчестве Бердсли совершенно не была раскрыта тема свиней, а это уже совсем никуда не годится!

Как вы поняли из материалов политзанятия, товарищи, ангийский художник Бердсли был фигурой весьма неоднозначной и картины его отражали кризис буржуазной морали. Растерянный и деморализованый, не имеющий духовной и интеллектуальной опоры, человек в капиталистических джунглях ищет выхода из нравственного тупика в иллюзорных мирах наркотических видений и омерзительных, извращенных фантазий.
Как же можно коротко охарактеризовать роль Обри Бердсли в истории? А вот. «Бердслей, товарищи, - это английский художник, рисовавший мужиков с большими х##ми». Как ни крути, а замполит как всегда был прав - бойцу нашей рабоче-крестьянской Красной Армии этой информации более чем достаточно.
Командиры отделений, соберите тетради. Десять минут покурить, почистить обувь и заправиться, затем строиться на улице.
Занятие окончено. Вольно, разойдись!

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz